Меню Закрыть

Бубнова Азимя Ряшитовна

Младший научный сотрудник, кандидат географических наук

azbubnova@mail.ru

Основные направления научных исследований: этническая и культурная география России, применение системных и синергетических методов в исследованиях традиционных сельских этнокультурных (в том числе сакральных) ландшафтов, этническая ментальность народов Европейской части России. Автор и соавтор ряда научных работ по этнокультурной географии России.

Закончила Калининский государственный университет (кафедра социально-экономической географии) в 1991 г.

Защитила кандидатскую диссертацию в Институте географии РАН в 2007 г. на тему «Самоорганизация традиционного сельского этнокультурного ландшафта Среднего Поволжья» (научный руководитель Стрелецкий В.Н.).

Проводила полевые работы в ареалах компактного проживания ряда этнотерриториальных групп Среднего Поволжья и Вологодской области.

Учитель и идейный вдохновитель – Алексей Давидович Арманд (1931-2020). Вслед за своим учителем, считает, что экологическое сознание населения – неотъемлемая часть общей культуры народа. Нельзя «вырастить» поколение людей, ответственно относящихся к природной среде, но не озабоченных решением проблем межэтнических, межконфессиональных, межклассовых отношений внутри общества. Полагает, что основой этнического экологического сознания являются этническая ментальность и традиционное природопользование, важнейшим фактором возникновения, развития и устойчивости которых являются сакральные ландшафты. Этническая ментальность и традиционное природопользование – это две ипостаси общения человека и природы и вместе с тем продукт этого общения. Этническая ментальность – одна из важнейших сфер психического, мифологического, духовного и сакрального бытия этнических сообществ. Традиционное природопользование – исторически оформленное и выверенные взаимоотношения между обществом и географической средой, в результате которых образуется не только материальный, но и духовный мир месторазвития этнических сообществ, в котором географическая среда не только является сферой развития всех форм их пространственной организации и источником важнейших необходимых для жизни природных ресурсов, но и во многом определяет тип хозяйства, привычки и обычаи людей. Считает, что экологическая этика настоящего и будущего в первую очередь должна базироваться на рациональном природопользовании, основу которого составляет исторически сложившееся традиционное природопользование, и на природоохранной традиционной этнической ментальности, устойчивость и «жизненную силу» которых обеспечивают сакральные ландшафты.